Потребительская грамотность в сфере ЖКХ

Осуществлять техническое обслуживание

Проблемы граждан в жилищно-коммунальной сфере волнуют граждан больше всего – об этом свидетельствуют обращения граждан в адрес Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.

 

По данным Роспотребнадзора, в 2012 году в его территориальные органы поступило 67 276 обращений по вопросам оказания услуг жилищно-коммунального хозяйства, тогда как в 2010 году количество таких обращений составило всего 43 735.

 

Итак, в соответствии с Законом РФ от 07.02.1992 года № 2300-1 «О защите прав потребителей» потребитель вправе получать коммунальные услуги надлежащего качества и в необходимых ему объемах.

 

Потребитель имеет право

 

– в любой момент потребовать от исполнителя сведения о правомерности начисленной ему платы за коммунальные услуги, о наличии задолженности или переплаты, наличии оснований и правильности начисления ему неустоек;

 

– требовать перерасчета размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества, а также если потребитель временно отсутствует в жилом помещении более пяти полных календарных дней подряд, а само помещение не оборудовано приборами учета (но по существующим правилам исполнитель не должен производить перерасчет за отопление и газоснабжение, если газ используется для отопления жилых помещений);

 

– требовать от исполнителя возмещения убытков и вреда, причиненного жизни, здоровью или имуществу потребителя вследствие предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества.

 

– самостоятельно принимать решение об установке индивидуального, общего или комнатного прибора учета.

 

– требовать начисления ему платы за коммунальные услуги исходя из показаний введенного в эксплуатацию прибора учета, начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем ввода его в эксплуатацию.

 

– ежемесячно снимать его показания и передавать полученные показания исполнителю или иному уполномоченному им лицу не позднее даты, которая установлена договором о предоставлении коммунальных услуг.

 

Если договором о предоставлении коммунальных услуг предусмотрена обязанность исполнителя осуществлять техническое обслуживание индивидуальных, общих (квартирных) или комнатных приборов учета, потребитель вправе требовать от него исполнения этой обязанности.

 

В Роспотребнадзор необходимо обращаться в следующих случаях:

 

– если нарушаются санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях: нормы освещенности придомовых территорий, допустимые нормы температуры, допустимые уровни шума, если в жилые помещения подается некачественная вода и т. д.;

 

– если возникают вопросы по использованию придомовой территории: проблемы с вывозом бытовых отходов, грызуны, размещение предприятий торговли и общественного питания, производственных объектов, автостоянок, станций технологического обслуживания и мойки автомобилей, использование внутридворовых проездов для проезда транзитного транспорта и т. п.;

 

– по вопросам, связанным с нарушениями требований законодательства, регулирующего отношения в области защиты прав потребителей.