Госжилинспекция проверяет и наказывает

Инспектор, сотрудник нашей

Этой осенью Госжилинспекция Московской области провела много проверок в сфере жилищно-коммунального хозяйства Подмосковья. Такие проверки проводились и в нашем городском округе. Были выявлены нарушения и наложены солидные административные штрафы. О претензиях Госжилинспеции, устранении недостатков и перспективах работы этой организации – в нашем сегодняшнем материале.

 

Призвана выявлять

 

Для начала – несколько строк официальной информации. Госжилинспекция Московской области – центральный исполнительный орган государственной власти специальной компетенции, она создана для проведения регионального государственного жилищного надзора. Основные задачи организации – обеспечение прав и законных интересов граждан и государства при предоставлении населению жилищных и коммунальных услуг. Другие заботы этой структуры – предупреждение, выявление и пресечение нарушений требований, установленных жилищным законодательством, законодательством Российской Федерации об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности, требований по использованию и сохранности жилищного фонда. Госжилинспекция может предъявить претензии к любым нарушителям: органам государственной власти, местного самоуправления, а также юридическими лицам, индивидуальным предпринимателям и гражданам.

 

В рамках своих полномочий Госжилинспекция может проверять управляющие компании, предприятия ЖКХ, товарищества собственников жилья, а также разбираться с жалобами граждан на работу этих структур.

 

Инспекторы установили

 

Этой осенью на сайте Госжиинспекции появилось несколько информационных материалов о ее работе, расскажем о некоторых.

 

Так, в Государственную жилищную инспекцию обратились 28 жителей городского округа Домодедово. Основными темами обращений стали жалобы на плохое техническое состояние многоквартирных домов, в том числе кровель, отсутствие ремонта, незаконную перепланировку и переоборудование жилых помещений.

 

При проведении выездных проверок инспекторами установлено, что управляющими организациями допущены нарушения правил и норм эксплуатации жилищного фонда. Претензии были к управляющим компаниям «Домодедово-жилсервис» и «Прима». Получив предписания Госжилинспекции, управляющие организации оперативно реагировали на замечания и устраняли нарушения.

 

Вот еще информация. В сентябре Государственная жилищная инспекция Московской области отчиталась о совместной с прокуратурой проверке управляющих компаний. По итогам проверок было возбуждено 368 административных дел с наложением штрафных санкций в размере 7,5 миллионов рублей. Наибольшее количество недостатков инспекторами отмечено в работе нескольких компаний, в том числе компаний «Дружба» и «Домодедово-жилсервис».

 

По результатам проверки «Домодедово-жилсервиса» было возбуждено 9 административных дел, связанных с нарушениями правил содержания и ремонта жилого фонда, стандарта раскрытия информации, законодательства об энергосбережении и нарушениями в сфере содержания и ремонта внутридомового газового оборудования. Сумма наложенных штрафов составила 205 тысяч рублей. После проверки УК «Дружба» также возбуждено 9 административных дел и наложены штрафы в размере 290 тысяч рублей.

 

Чуть позже инспекторы Госжилинспекции обследовали 366 многоквартирных домов, проверили выполнение антитеррористических мероприятий. Недостатки обнаружились в нескольких регионах Подмосковья, в том числе – в Домодедове. Виновные должностные и юридические лица были оштрафованы на общую сумму 2,2 миллиона рублей. Однако сотрудники Госжилинспекции отметили, что в большинстве случаев нарушения устранялись незамедлительно.

 

Работаем конструктивно

 

– Инспекторы Госжилинспекции проводили у нас несколько проверок, – рассказывает директор «Домодедово-жилсервиса» Владимир Дубс. – Система такова. Госжилинспекция получает какую-то жалобу от жителя. Инспектор извещает нашу компанию, что в такое-то время он приедет с проверкой. К заявителю идем вместе: инспектор, сотрудник нашей компании, иногда, если вопрос серьезный, – кто-то из администрации. И, что называется, на месте разбираемся, в чем проблема. Бывают случаи, когда товарищи жильцы обращаются сразу в инспекцию, минуя нашу управляющую компанию. То есть у них проблема, а мы об этом даже не знаем. Чаще всего инспектор дает нам время на устранение нарушения. Иногда, дейсвительно, на нас накладывают штрафы. Если считаем, что они справедливы, – оплачиваем. Если нет, то мы имеем право обратиться в суд и отменить это решение. Пока никаких серьезных конфликтов с этой организацией у нас не было, мы работаем вполне конструктивно.

 

Претензии справедливы?

 

Большинство претензий, высказанных инспекторами Госжилинспекции, признал справедливыми и заместитель руководителя администрации Николай Данилейко. Мало того, все предписания, которые направляет эта организация, предприятия ЖКХ стараются выполнять как можно быстрее.

 

Но в этом деле, отмечает Николай Иванович, как обычно, есть несколько нюансов. Для того чтобы инспекторы Госжилинспекции не обнаруживали никаких недостатков, все жилищно-коммунальное хозяйство должно содержаться в идеальном порядке. А это, согласитесь, несколько проблематично. На балансе управляющих компаний имеется много домов. Например, у «Домодедово-жилсервиса» – 435 многоквартирных домов общей площадью больше миллиона квадратных метров. Поди тут уследи за всем! Кроме того, в законы, касающиеся сферы жилищно-коммунального хозяйства, постоянно вносятся коррективы, изменения, ужесточаются требования в отношении предприятий ЖКХ, но успевать за всеми изменениями быстро не всегда получается. И за это наказывают тоже.

 

Есть еще одна составляющая, и это важно. Данилейко считает, что часть штрафов, которые накладывают, скажем так, не совсем корректны. Например, жители не хотят сами заключать договоры с компаниями, обслуживающими газовое оборудование. А между тем, случаи, когда в квартирах взрывается газ или люди погибают от его утечек, происходят регулярно. К счастью, у нас таких ЧП пока не было, но проблема существует. Поэтому управляющим компаниям приходится самим заключать такие договоры. С точки зрения законодательства в этом можно усмотреть некторые нарушения. И вот – по результатам проверки Госжилинспекции управляющие компании штрафуют за нарушения в сфере содержания и ремонта внутридомового газового оборудования. Ну что теперь – не заключать такие договоры и ждать, когда у нас где-то рванет газ? Этот допускать нельзя. Поэтому пока остается только одно: платить штрафы.

 

Продолжаем разговор

 

В том, что активная работа Госжилинспекции будет продолжаться, сомнений нет. В сентябре власти Подмосковья предложили возглавить эту работу бывшему руководителю комитета Московской области по долевому жилищному строительству, ветхому и аварийному жилью Александру Когану. В нескольких интервью, которые он давал по поводу этого назначения, Александр Коган назвал Госжилинспекцию «прокуратурой в жилищной сфере» и отметил, что она будет контролировать, как управляющие компании выполняют закон об энергосбережении, следить за достоверностью и открытостью информации о расходовании управляющими компаниями средств жителей. Поставлены и другие важные задачи.

 

Так что предприятия ЖКХ по-прежнему останутся в зоне внимания Госжилинспекции, и значит, у них есть хороший стимул работать лучше. Ну а у жителей в лице этой структуры остается надежный и действенный защитник.