Cайт редакции муниципальной газеты городского округа
Домодедово "ПРИЗЫВ" и "ТВ-Домодедово".
Телефон отдела рекламы: 8 (496)-793-51-05

Вторник 25 Февраль 2014 - 22:34:59

Вчера в одном из крупнейших киноархивов мира – Госфильмофонде России, открылся ежегодный, XVIII по счёту, фестиваль архивного кино «Белые Столбы - 2014».

Открытия и откровения

Как всегда, кинофорум предлагает своим гостям и участникам – киноведам, историкам кино, режиссерам, актерам, очень интересную программу. В рубриках – «Великие столетия», «In memoriam»,«100 лет с начала Первой мировой», «Вторая мировая и Великая Отечественная. 1944 год», запланировано очень много любопытнейших кинопоказов. Фестиваль отметит две важные даты – 450 лет со дня рождения Шекспира и 200 лет со дня рождения Лермонтова.

В рубрике «Восстановление» покажут стереоварианты фильмов: «Робинзон Крузо» (1947, режиссер Александр Андриевский) и «Разноцветные камешки» (1960, режиссер Сергей Микаэлян), а также несколько довоенных анимационных фильмов, снятых выдающимися отечественными мультипликаторами, и восстановленных в цветном варианте («Ивашко и баба Яга», «Дед Мороз и серый волк», «Джябжа»). Восстановление утраченных технологий проводится в Госфильмофонде на участке цифровой обработки фильмоматериалов под руководством Владимира Котовского. Накануне открытия кинофестиваля мы встретились с Владимиром Николаевичем и побывали в этом знаменитом отделе.
Нигде, кроме…

Здесь занимаются реставрацией и цветокорректировкой старых лент, переводом их с пленки на цифру. Владимир Котовский провел небольшую экскурсию по своему участку. Вот, показал он, кинолента устанавливается на сканер, потом проходит внутри сканера под объективом, и с каждого кадрика получается цифровая фотография. Потом все это преобразуют в потоковое видео, и можно уже смотреть кино в цифровом формате.

Со сканера материал попадает в серверную. На компьютерах проходит по реставрации и цветокоррекции фильмов.
Когда мы приехали в гости к Котовскому, специалисты отдела готовили к кинофестивалю несколько материалов. Переведенные в цифру ленты обрабатывали таким образом, что получалось отличное качество изображения.

- Это огромная, очень кропотливая работа,- рассказывает Владимир Николаевич, - и на нее уходит много времени, но для искусства никому из нас времени не жалко.
Котовский рассказал, что в прошлом году Госфильмофонд обрабатывал фильмы из своей коллекции по заказу Конгресса США. 20 лент нужно было сделать за очень короткое время. Но специалисты справились, и отправили в США достойный материал. Еще один срочный заказ – грузинский фильм «Голубые горы». Грузия будет представлять его на Каннском кинофестивале в мае. За 10 дней ленту отсканировали, сделали цифровую цветокоррекцию, провели реставрацию.

С такими заказами сюда обращаются часто. Потому что такого оборудования, которое установлено в Госфильмофонде, нет больше нигде в России, нет и во многих соседних государствах.

«Золушка» и Голливуд

Очень много было сделано сотрудниками этого отдела, когда они принимали участие в переводе на цвет некоторых старых фильмов. Одна из таких лент – знаменитая отечественная черно-белая «Золушка», ее снимали в 1947 году.

Владимир Николаевич очень хорошо помнит эту историю. Фильм, рассказывает он, состоит из 9 частей, все по 7 минут. Одну часть приходилось сканировать по три дня, калибровать каждый план. Потом этот материал передали в кинообъединение «Крупный план», занимающийся реставрацией фильмов. Именно эта студия переводила «Золушку» на цвет. «Крупный план» попросил отсканировать один фрагмент – там, где Золушка приезжает на бал. Обработали небольшой фрагмент длительностью в минуту. «Крупный план» отослал этот фрагмент в Голливуд. Американцы сделали его колоризацию и прислали свои предложения: какие нужны краски, какого цвета должна быть одежда и так далее. После одобрения всех этих частностей художественного совета в «Крупном плане», началась работа с картиной.

По этому поводу было много споров, вспоминает Котовский. Некоторые зрители хотели смотреть этот фильм, как и раньше, в черно-белом варианте. Но ведь эта картина изначально была задумана как цветной красочный фильм. И Владимир Николаевич считает, что нашим долгом перед страшим поколением – сделать его цветным.

Когда раскрасили «Весну»

Один из прошлых фестивалей предложил зрителям роскошный подарок – «одетую» в цвет знаменитую и любимую «Весну на Заречной улице», которую Марлен Хуциев снял на черно-белую пленку в далеком 1956 году. Подготовку материала, сканирование, производство цифровой копии, то есть все исходники делали в Госфильмофонде, а конкретно колоризацию – придание фильму цвета, - в «Крупном плане». Я, помнится, была на фестивале, где проводился этот показ. Впечатлений осталась масса. Еще одним прекрасным сюрпризом был такой: представлял цветную версию «Весны» сам режиссер.

- Когда компания «Крупный план» предложила мне принять участие в работах по колоризации этого фильма, я не сразу внутренне одобрил эту идею, - рассказывал тогда Марлен Мартынович.- Ведь зрители знают и любят «Весну» как черно-белую картину. Зачем же, подумал я, делать ее цветной? Но когда я приехал в «Крупный план» и увидел, насколько серьезно там подходят к такого рода преображению картин, я решил согласиться. Принять это решение заставили и другие размышления. Современный зритель привык видеть цветное кино, и для того, чтобы мой фильм мог обрести новую жизнь, наверное, он должен быть цветным…

Марлен Хуциев и работники «Крупного плана» рассказали о некоторых других подробностях колоризации «Весны на Заречной улице». Эта работа длилась более полутора лет. Причем примерно половина этого срока ушло на то, чтобы подготовить черно-белую пленку, на которой запечатлен фильм, для дальнейших работ с цветом. Пленку чистили, «подтягивали» ее качество до нужных стандартов, и этот долгий и кропотливый труд лег в основном на плечи сотрудников Госфильмофонда. Работы по раскрашиванию картины велись уже в «Крупном плане». К слову, это было тоже очень сложным делом. Сотрудники компании тщательно подбирали цвета и рисунок одежды героев картины, даже цвет подъезжающего к вокзалу автобуса, вообще старались воссоздать, так сказать, цветную атмосферу тех лет. Очень много хороших советов здесь дал сам Хуциев.

Новая жизнь «Весны на Заречной улице», а вернее, продолжение ее прежней жизни, началось на том фестивале. Перед его участниками, одними из первых увидевшими обновленный фильм, предстала старая-новая картина, очень хорошего, с технической точки зрения, качества, в немного сдержанных, но приятных, тонах. Показалось даже, что именно такой она была и создана более полувека назад. Окончание этого редкого, фактически исторического, просмотра, окончилось громкими овациями...

Наталия Шарова,
фото автора.


Разместил: lexa_dmd в Культура - Сделать первый комментарий - для печати