Cайт редакции муниципальной газеты городского округа
Домодедово "ПРИЗЫВ" и "ТВ-Домодедово".
Телефон отдела рекламы: 8 (496)-793-51-05

Понедельник 10 Сентябрь 2012 - 16:05:14

Коммуналка взаймы?

Совокупный долг граждан страны за жилищно-коммунальные услуги ежегодно увеличивается на 50-55 миллиардов рублей. По подсчетам Министерства регионального развития России, только за первое полугодие этого года жители страны, организации и предприятия задолжали поставщикам электроэнергии, газа и воды свыше 170 миллиардов рублей. В связи с ростом тарифов эксперты всерьез опасаются, что вырастет общий долг граждан за жилищно-коммунальные услуги.
Согласно данным статистики, средний неплательщик коммунальных услуг в России должен порядка 30-40 тысяч рублей. Чаще всего это женатый мужчина либо разведенная женщина в возрасте 40-45 лет, со средним либо средне-специальным образованием. В общей массе задолженностей повышается доля неплатежей со стороны малообеспеченных граждан. Плату задерживают в среднем на 10-12 месяцев.

В Подмосковье ситуация в плане долгов за «коммуналку» тоже тяжелая. Вице-губернатор Подмосковья Руслан Цаликов в июне потребовал скорейшего погашения задолженностей перед энергетиками и газовщиками. На селекторном совещании с руководителями районов и муниципальных образований области Цаликов назвал проблему задолженности энергетикам и газовщикам приоритетной.

На сегодняшний день задолженность области перед Мосэнергосбытом составляет более 1 миллиарда рублей. Задолженность перед «Газпромом» по сравнению с прошлым годом возросла на 900 миллионов рублей. Эти цифры вице-губернатор назвал астрономическими.

Он заявил, что, по его мнению, основные причины высокой задолженности - низкая дисциплина и эффективность работы управляющих компаний, отсутствие должного контроля со стороны администраций и глав муниципальных образований. Результатом этого, отметил Цаликов, может стать прекращение теплоснабжения и подачи электроэнергии в дома.
Но бывают проблемы и посерьезнее. В последние годы злостных неплательщиков активно выселяют в малогабаритное жилье площадью от 6 квадратных метров на человека. Вот это беда уже настоящая.
Вообще, это суровое словосочетание - «выселение из жилого помещения», решительно вошло в несколько положений Жилищного кодекса, который, вне зависимости от его оценки обществом, начал действовать несколько лет назад. Оснований для такого рода малоприятного действия в законе указано несколько, и одно из них - выселение нанимателей жилых помещений (то есть граждан, проживающих в неприватизированных квартирах), в связи с неуплатой ими платы за жилое помещение и коммунальные услуги. События очень недавнего прошлого доказали, что это положение может служить не только как метод устрашения неплательщиков, но и сработать точно согласно букве закона: неплательщики действительно выселяются в другие жилые помещения.

С вопросом о том, как обстоят дела с неплательщиками и выселенцами в нашем городском округе, мы обратились к директору МУП «Единый расчетный центр жилищно-коммунального хозяйства» Анне Васильевне Халимовой.

- Количество должников в последнее время остается практически одинаковым и составляет порядка трех с половиной тысяч человек, - рассказывает Анна Васильевна. - Общая сумма их долга превышает огромную цифру - 100 миллионов рублей. Мы уже давно проводим тщательный анализ этой ситуации, и он показывает, что больше 90 процентов неплательщиков - это малообеспеченные и неблагополучные семьи, а еще несколько процентов – напротив, довольно состоятельные люди, которые, похоже, не желают оплачивать жилищно-коммунальные услуги по несколько другим, чем бедность, причинам. Суммы долгов у всех разные, но у некоторых они достигают довольно внушительных цифр: 60-80 тысяч рублей, а кое у кого переваливают за 200 и 300 тысяч.

Методов работы с должниками, продолжает разговор Анна Васильевна, применяется несколько. Единый расчетный центр печатает специальные предупреждения с напоминанием должникам об их задолженности, они доставляются в почтовые ящики вместе с квитанциями об оплате за жилищно-коммунальные услуги. Работает специальная программа, которая называется автодозвон. С 18 до 22 вечера каждому должнику поступает звонок по местному телефону, и автомат напоминает, что долги за «коммуналку» надо погасить. В течение месяца производится автодозвон порядка 700 должников.

Если не помогает и это, к должникам наведываются персонально. Несколько лет назад была введена система специальных выездных комиссий, которые посещали злостных неплательщиков. Обход проводится в 7 утра и в 17 вечера. Каждый день по 20 - 40 адресов.

В ходе этих поездок доводилось сталкиваться с очень непростыми ситуациями – это истории, от которых захватывает дух. В одной из квартир, например, жили женщина и трое ее детей, мужа в семье не было. Мама, как выяснилось, не платила за квартиру, потому что нигде не работала, и, по ее словам, работать не собиралась - ну не хочется ей! А дети, которые там жили, были просто белого цвета от голода. Пришлось постараться объяснить этой женщине, что она, мягко говоря, неправа. В других квартирах жили откровенно пьющие люди. В некоторые такие жилища даже на порог было страшно ступать: вместе с хозяевами комиссию встречали тараканы, страшная грязь и вонь. Внушить что-либо таким гражданам было весьма затруднительно. Но что самое удивительное, некоторые жильцы свои квартиры сдавали за большие деньги в поднаем, а квартплату все равно не платили! Однако надо признать, что во многих случаях такие поездки к должникам оказывались очень действенными. Некоторые из них оплачивали долги чуть ли не на следующий день после их посещения комиссией. Скорее всего, не у всех из них на руках была нужная сумма, но люди как-то выходили из положения: занимали, брали кредиты …

Еще несколько слов о методах воздействия на должников. Есть, например, практика по ограничению предоставления коммунальных услуг (это горячее водоснабжение, газ, электроэнергия). Отключение производят тому, кто не платит за жилищно-коммунальные услуги. Уведомления на отключение электроэнергии, например, вручают под роспись собственников или нанимателей, затем с сопроводительным письмом эти уведомления направляются управляющим компаниям. Таких уведомлений ежемесячно рассылается больше 500 штук.

Другой рычаг - ограничение выезда должников за границу.
Следующий этап - уже судебный. Единый расчетный центр направляет в суд исковые заявления по поводу взимания долгов за жилищно-коммунальные услуги. Каждый месяц выдается порядка 250 судебных приказов о взимании таких долгов. Ну, а дальше уже должна работать служба судебных приставов. Она имеет право, например, описать имущество, наложить на него арест, в том числе на счета в банках, на автотранспортные средства, и, если потребуется, то и на жилые помещения. И такие факты, кстати, уже имели место быть. Несколько раз налагались аресты на счета граждан в банках и на их машины. Эти меры оказывались очень действенными и должники в таких случаях довольно быстро оплачивали свои долги.

Ну, а если не срабатывает и этот метод, то жильцы неприватизированных квартир рискуют по решению суда быть выселенными. В нынешнем году, к слову, три семьи уже принудительно поменяли адреса. Но другим, к счастью, удалось избежать этой страшной участи. Некоторые, уже всерьез убоявшись выселения, свои долги выплатили, не дожидаясь судебных заседаний. Когда дела о выселении других семей уже было в судебном производстве, они заключили с ЕРЦ мировое соглашение и обязались заплатить долги в какой-то определенный срок.

Взиманием долгов, к слову, в последнее время стали заниматься не только судебные приставы. Столичные дирекции единого заказчика (ДЕЗы), например, стали практиковать передачу долгов потребителей перед ЖКХ третьим лицам - коллекторским агентствам. Коллекторы, разумеется, не против помочь дирекциям единого заказчика в сборе долгов по коммуналке, ведь задолженность населения перед коммунальщиками большая, и участие в ее выбивании может принести неплохой доход.

В нашем городском округе, по словам А.В.Халимовой, с коллекторскими агентствами работать пока не стали. Основная причина – очень большой процент, которые агентства желают начислять в свою пользу от оплаченной суммы задолженностей - до 20-30 %. Кроме того, такие агентства предлагают такие же способы воздействия на должников, какими сейчас пользуются сотрудники центра и предприятий ЖКХ. И какой тогда в этом смысл?
Еще одна идея, которая постепенно начинает приживаться – отработка долгов за ЖКХ. Делается это так. Управляющие компании, которые заключают договоры с предприятиями, поставляющими в дома энергоресурсы, принимают должников, не имеющих возможности оплачивать коммунальные счета, к себе на работу вахтёрами, дворниками, уборщицами. К примеру, жительница Читы Светлана взялась делать ремонт в общежитии, чтобы погасить 25-тысячный долг за жильё. Это у неё вторая работа. Светлана одна воспитывает ребенка. Ее зарплаты санитарки хватает семье лишь на еду.
Такой способ оплаты применялся и в нашем городском округе. Но большого распространения такая система отдачи долгов пока не получила. Впрочем, идея не отменена.

Последний вопрос, на который ответила директор единого расчетного центра, касался советов тем, у кого нет в наличии необходимой суммы, чтобы расплатиться с долгами, но есть желание сделать это.

- Доводить ситуацию до таких крайностей не стоит вообще. Нужно вовремя оплачивать квитанции, - говорит А.В.Халимова. – Но если уж долг накопился, способов расплатиться с ним существует немало. Прежде всего, для того, чтобы детально разобраться в каждой конкретной ситуации, я советую должникам прийти к нам, в расчетный центр. Напомню, что наше предприятие расположено по адресу: город Домодедово, улица Советская, дом 19, корпус 1. Телефон для справок – 79-343-93 . Получить всю необходимую информацию можно в любой день недели с понедельника по пятницу, с 8 до 17 часов. Два раз в неделю – в четверг и пятницу, у нас проводятся заседания специальной комиссии, на которые мы постоянно приглашаем должников. Можно, например, заключить договор о возмещении долга на срок до трех или до шести месяцев. Если у кого-то изменяются жизненные обстоятельства: понижается, например, заработная плата, нужно тоже обратиться к нам и получить консультацию по вопросу заключения договора на рассрочку. Специалисты центра рассчитают, какую сумму нужно в связи с этими или другими обстоятельствами, платить. Некоторые льготные категории граждан имеют право на получение компенсаций за оплату услуг ЖКХ, существует также система предоставления субсидий на эти платежи. В каждом конкретном случае приходится, разумеется, разбираться индивидуально. Мы всегда готовы пойти навстречу людям и помочь им решить эту важную проблему. Правда, накопившиеся долги им придется платить все равно – их уже никто не спишет.
Наталия Шарова.


Разместил: lexa_dmd в Главные события - Сделать первый комментарий - для печати